РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Нам интеpесны любые Ваши мысли о детской литеpатуpе, - и общие, и об отдельных авторах и произведениях. Заранее спасибо, если Вы укажете интересные ссылки. Напишите письмо или запишите Ваши мысли сюда

В качестве отправной точки можно взять приведенные ниже ТЕЗИСЫ, или тексты, на которые здесь имеются ссылки.

Тезисы 31-35 из книги "СТО ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ мышонка Скр о детской литературе."

31. Литература для взрослых умерла, - в том смысле, какой вкладывался в это слово - "литература" - сто лет назад. Текст, который бы одновременно развлекал, просвещал, воспитывал, заставлял задумываться, трудно сегодня представить в рамках взрослой литературы. Еще труднее представить, чтобы кто-нибудь из взрослых читателей относился к такому тексту всерьез. Искусство разделилось на "искусство для искусства" (интересное только писателям, литературным критикам и представителям сексуальных меньшинств), и развлекательно-коммерческую макулатуру для массового потребления.

32. Сочетание занимательности, серьезности и наивности возможно сегодня только в фантастике и детской литературе (но фантастика - это в некотором роде тоже детская литература). Детская литература - как раз то место, где еще можно вполне наивно и всерьез, как и 1000 лет назад, осуществлять синтез развлекательности, философии, морали. И можно положиться на своего читателя, можно довериться ему.

33. То, что писавшие в расчете на взрослых Свифт и Сервантес попали сегодня в детские писатели, кое-что говорит о детском интеллекте. Литература для детей должна писаться как бы "на вырост", с поправкой на свое неправильное, заниженное представление о детях, с поправкой на ментальную акселерацию, влияние телевизора и компьютерных игр. Детская литература должна быть взрослой литературой для детей. Тем более, если это литература для тинэйджеров, для тех, кому от 12 до 21. Взрослые должны избавиться от своего "родительского миража" - ведь абсолютно все родители даже собственных детей по инерции психологически воспринимают как более младших и глупых, чем на самом деле.

34. То, что писавшие для детей Милн и Кэрролл превратились сегодня в объект пристального философского анализа, говорит нам кое-что о том, чем на самом деле должна быть детская литература. Настоящая детская литература должна быть детской литературой для взрослых. Она должна затрагивать те настоящие человеческие струны души, которые остались у каждого взрослого. Это последний способ воздействовать литературой на взрослых: писать для них детскую литературу.

35. Когда-то давно взрослой литературы вообще не было, - была только детская литература для взрослых (сказки, мифы, легенды). Видимо, эти эпохи чередуются друг с другом: в одни времена господствует детская литература, в другие - взрослая. Сегодня взрослая литература снова отходит на второй план, и наступает эпоха детской. Писать для взрослых сегодня - это несерьезно, это замшелый архаизм, всем настоящим писателям пора переучиваться в детские.

мышонок Скр, 9-21 февраля 1998 года

Другие интересные или спорные тексты о детской литературе

Сергей Иванов "Апология Незнайки"

Святослав Логинов "О графах и графоманах или Почему я не люблю Льва Толстого"

Возражения против этого текста:
Владислав Барабанов "Непростой Лев Толстой -2: Логинов против Толстого"

Если Вам известны еще какие-нибудь интересные статьи о детской литературе, доступные в Сети, сообщите пожалуйста нам.


И еще два текста:

Программа группы Space Mice

СТО ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ мышонка Скр о детской литературе.

 
 
 
ГлавнаяSpace Mice ProjectМеждународный Орден Почетных МышатИстории про мышатГостевые книгиМышиные страницы в Интернет All rights reserved.
© baby-mouse Skr
© Serge Kornev
© Space Mice
© I. M. F.
© Serjio IceAxe

Пишите нам!